СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА

 

·     Социальные отношения

·     Социальная структура общества и ее основные элементы

·     Социальный статус личности                             

·     Социальная роль личности

·     Социальные группы

·     Социальные организации

·     Семья как социальная группа

·     Этнос и нация

·     Социальная стратификация               

·     Социальная мобильность

·     Социальные конфликты

·     Тенденции развития социальных отношений в России

 

Социальные отношения

В научной литературе термин “социальное” понимается в нескольких аспектах.

·Во-первых, как сфера общественной жизни, в рамках которой удовлетворяются прямые жизненные потребности членов общества, а также происходит взаимодействие различных общностей людей.

·Во-вторых, “социальное” и “общественное” используются как полностью идентичные термины. “Общественное” же понимается как явления и процессы, возникающие лишь в рамках всего общества.

·В-третьих, социальное понимается в самом широком смысле, как качественно новое, особое, специфическое для человека свойство жизнедеятельности. С этой точки зрения социальное пронизывает все явления жизни человека, как его элементарные формы (отдельные социальные действия), так и сложные системы (культуру).

Исходным для понимания социальной реальности является понятие социальное действие. Значение социального действия обусловлено тем, что оно представляет собой простейшую единицу, простейший элемент любого вида социальной деятельности людей. Это понятие было введено М. Вебером для обозначения действия индивида, направленного на разрешение жизненных проблем и сознательно ориентированного на ответное поведение людей. “Социальное действие (включая невмешательство или терпеливое приятие) может быть ориентировано на прошедшее, настоящее или ожидаемое будущее поведение других. Оно может быть местью за прошлые обиды, защитой от опасности в настоящем или мерами защиты от  грядущей опасности в будущем. “Другие” могут быть отдельными лицами, знакомыми или неопределенным множеством совершенно незнакомых людей”. (Вебер М. Избранные произведения. М.: 1990, С. 625)

Следует отметить, что социальное действие, рассматриваемое как попытка одного индивида или социальной группы изменить поведение другого индивида или группы, редко на практике встречается в единичном, обособленном виде. Совершая социальные действия, каждая личность испытывает на себе действия других. Происходит обмен действиями, или социальное взаимодействие.

Под социальным взаимодействием понимается система взаимообусловленных социальных действий, связанных причинной зависимостью, при которой действия одного субъекта являются одновременно причиной и следствием ответных действий других субъектов. Общаясь с друзьями, коллегами, родственниками, человек постоянно осуществляет социальные взаимодействия.

Большую роль в осуществлении взаимодействий играет система взаимных ожиданий, предъявляемых индивидами и социальными группами друг к другу перед совершением социальных действий. Такие ожидания могут носить эпизодический, неопределенный характер, но могут быть и устойчивыми при часто повторяющемся взаимодействии.

Взаимодействия могут носить устойчивый, многоразовый или даже постоянный характер. В ходе устойчивого взаимодействия взаимные ожидания индивидов постоянно видоизменяются, но в то же время появляется определенный набор устойчивых социальных ожиданий, которые придают взаимодействию упорядоченный и предсказуемый вид. Такие социальные взаимодействия называют социальными отношениями.

 

Социальная структура общества и ее основные элементы

 

В первой части пособия шла речь об обществе как социальной системе. В этом же разделе мы рассмотрим социальную структуру общества,  которая составляет ядро социальной системы и включает в себя два основных компонента: социальные связи и социальный состав. Под структурой в науке  принято понимать совокупность функционально взаимосвязанных элементов, составляющих внутреннее строение объекта.

Социальная структура – это внутреннее устройство общества, каркас всей социальной системы.

Существует несколько подходов к рассмотрению социальной структуры. Первый подход представлен теорией социальных институтов. Под социальными институтами понимаются определенные типы отношений между людьми, которые постоянно востребованы обществом и поэтому возрождаются вновь и вновь. Примером могут служить государство, семья, собственность, церковь и т. д. Когда говорят о системе социальных институтов, то представляют социальное строение как комплекс взаимосвязанных сфер, в котором большие группы людей выполняют важные для развития общества задачи.

Институты – это взаимосвязанные системы упорядоченных социальных связей, благодаря которым поведение каждого отдельного члена общества становится достаточно предсказуемым.

Для того, чтобы возник такой структурный элемент общества как социальный институт нужны особые условия:

1.    В обществе должна возникнуть потребность, которая, будучи осознанной многими членами общества становится предпосылкой социального института.

2.    Должны быть в наличие средства удовлетворения этой потребности.

3.    Институт должен быть наделен необходимыми ресурсами (материальными, финансовыми, трудовыми и т. д.)

4.    Должна сформироваться особая культурная среда, субкультура. В каждом социальном институте есть своя система ценностей и норм. Например, на празднике следует веселиться, а на похоронах – печалиться.

Состояние социальных институтов является показателем социальной стабильности всей общественной системы: общество стабильно тогда, когда функции институтов понятны, очевидны, неизменны.

Процесс возникновения новых социальных институтов состоит в том, что общественные потребности начинают осознаваться как общесоциальные и для их реализации в обществе устанавливаются особые нормы поведения, выделяются ресурсы, готовятся кадры.

Существует ряд ключевых потребностей, которые  порождают социальные институты.

1.     Потребность в коммуникации (язык, образование, связь, транспорт)

2.     Потребность в производстве продуктов и услуг.

3.     Потребность в распределении благ.

4.     Потребность в безопасности граждан, защите их жизни и благополучия.

5.     Потребность в поддержании системы неравенства.

6.     Потребность в социальном контроле за поведением членов общества.

Современное общество характеризуется наличием множества социальных институтов, удовлетворяющих целую гамму базовых потребностей общества.

 

Социальный статус личности

Элементами социальной структуры могут являться индивиды, занимающие определенные позиции ( статусы) и выполняющие определенные социальные функции (роли). В таком случае социальная структура выражает деление общества на общности, классы, слои, группы и т. д.

Участие личности в жизнедеятельности общества определяется той социальной позицией (статусом), которую он занимает в данной группе. Каждая позиция обладает определенным объемом прав, обязанностей, властных и прочих полномочий. Позиция человека имеет, как правило, внешнее проявление, выражаясь в определенной символике, в манере держать себя, стиле одежды, характерных словах и жестах. Например, православный священник носит бороду, длинные волосы, держит себя степенно, употребляет в речи славянизмы.

Некоторые статусы даны людям от рождения. Например, статус мужчины или женщины. Такие статусы называются предписанными ( их называют еще аскриптивными). Это такое положение в обществе, над которым индивид не имеет контроля и которое он занимает независимо от своей воли, желания, усилий.

Достигаемым называется статус, который получает человек благодаря собственным усилиям, желанию, свободному выбору либо приобретается благодаря удаче и везению. Например, профессия учителя, инженера, статус чемпиона мира, ученое звание профессора и т. д.  Статус данного вида требует самостоятельной деятельности человека для его достижения.

Статусы ранжируют по значимости. Для этого используют понятие престиж. Престиж – это уважение, каким в общественном мнении пользуются та или иная профессия, должность, род занятий.

Престиж статусов формируется под влиянием двух факторов: 1) значимости тех или иных функций для развития общества, воспроизводства его основных структур; 2) системы ценностей, шкалы предпочтений, учитываемой в данной культуре при определении значимости той или иной социальной функции. Оба фактора тесно взаимосвязаны между собой, но обладают определенной независимостью. Так, бывает, что значимость определенных функций может быть завышенной или заниженной на данный момент большинством членов общества. Возможно, когда-то престиж определенной функции был социально целесообразен, но впоследствии поддерживался силой социальной инерции. 

Один человек обладает множеством статусов, так как участвует во множестве групп и организаций. Совокупность всех статусов, занимаемым одним человеком, называется статусным набором.

В статусном наборе есть главный статус. Это наиболее характерный для данного человека статус, с которым его отождествляют другие люди или с которым он сам себя идентифицирует. Для мужчин главным чаще всего является статус, связанный с основным местом работы, а для женщин – с местом жительства. Главный статус относителен. Главным является тот статус, который определяет стиль и образ жизни, круг знакомых, манеру поведения.

 

Социальная роль личности

С социальным статусом тесно связано другое понятие – социальная роль. Под социальной ролью понимают модель поведения, ориентированную на социальный статус. Согласно определению Р. Линтона, социальная роль представляет собой динамический аспект статуса.

Роли различаются в соответствии с позициями, занимаемыми людьми в социальной системе. Исходя из позиции, определяется круг функциональных обязанностей, конкретные действия, которые подлежит выполнять человеку, занимающему определенную позицию. Если это преподаватель, то он должен выполнять определенный диапазон действий – читать лекции, проводить семинарские занятия, принимать экзамены и т.д.

Характеризую ролевое поведение, в литературе используют два взаимосвязанных понятия “ролевые требования” и “ролевые ожидания”.

Ролевые требования – обязательные и необходимые действия, которые вытекают из принятой человеком роли. Ролевые ожидания – реакция со стороны окружающих людей, которые ожидают от исполнителя роли действий, соответствующих ролевым требованиям.

Если человек не выполняет действий, предписанных ему данной ролью, то ожидания окружающих не оправдываются, что может привести к определенным санкциям по отношению к нему.

Ролевые требования вместе с ролевыми ожиданиями определяются социальными нормами, которые контролируют и регулируют поведение людей.

Как мы уже говорили, социальная роль связана с социальным статусом. Причем, каждый статус обычно включает в себя ряд ролей. Так статус студента включает такие роли как слушателя лекций, выступающего на семинарских занятиях и т.д. Совокупность ролей ассоциируемых с одним статусом называется ролевым набором.

Каждая роль из ролевого набора требует особой манеры поведения. Соответственно этому у каждой роли свой тип реализации социальных отношений. Отношения студента в кругу однокурсников отличается от отношений, складывающихся у него с преподавателями, администрацией института. Таким образом, ролевой набор формирует набор социальных отношений.

 

Социальные группы

Среди многообразия социальных взаимодействий особую роль играют формы, объединяющие людей в социальные общности. В основе социальной общности чаще всего лежит стремление к тем преимуществам, которые дает солидарность, объединение усилий. Социальная общность – это совокупность людей, объединенных социальной связью, предметом которой является стремление к солидарности, координации совместных действий.

Среди множества социальных общностей особую роль играют социальные группы.

В социологии социальной группой называют вид социальной общности, в которой происходит взаимодействие между ее членами. Второй важной чертой групп является чувство принадлежности к данной группе. Третьей характерной чертой социальной группы является то, что люди входящие в группу, воспринимаются другими как члены этой группы.

От социальных групп следует отличать понятия агрегации и социальной категории. Под агрегацией понимается некоторое количество людей, собранных в определенном физическом пространстве и не осуществляющих сознательных взаимодействий. Примером агрегации может служить совокупность людей ожидающих на остановке автобус.

Социальной категорией является условное выделение людей по какому-либо общему признаку. Например, по полу: мужчины и женщины, по возрасту: дети, подростки, молодежь и т.д. Это понятие обычно используется в статистике.

Кроме того, в социологии принято отличать от социальных групп так называемые квазигруппы. Это - спонтанные, неустойчивые общности,  в которых отсутствуют устойчивые ожидания, а взаимодействие между членами, как правило, одностороннее.

Эти общности могут превратится в социальные группы, если в ходе постоянного взаимодействия будет возрастать степень социального контроля.

Квазигруппы бывают нескольких видов:

1)      Аудитория – социальная общность, объединенная взаимодействием с коммуникатором – индивидом или группой, владеющем информацией.

Характерные черты:

§         одностороннее взаимодействие;

§         слабая обратная связь.

2) Толпа – временное собрание людей, объединенных в замкнутом физическом пространстве общностью интересов. Социальная структура – лидеры и все остальные.

Характерные черты:

§         внушаемость, люди в толпе более внушаемы, чем вне ее;

§         анонимность, люди чувствуют себя неузнаваемыми в толпе:

§         спонтанность, люди часто не задумываются над своими действиями;

§         неуязвимость, люди чувствуют себя вне социального контроля.

Существуют следующие виды толпы: случайная; обусловленная; экспрессивная; действующая; восставшая.

3) Социальные круги – свободные союзы, основанные на социальных контактах, со слабой связью, лишенные устойчивых отношений между членами. Предметом связи является обмен информацией.

Основная функция – обмен информацией, взглядами, новостями, аргументами.

Характерные черты:

§         общая заинтересованность в теме дискуссии (круг футбольных болельщиков);

§         принадлежность к определенной субкультуре (деловые круги, круги высших слоев общества, и т.д.).

Разновидности социальных кругов: контактные круги; профессиональные; дружеские; статусные (аристократические, бомжей, женские, пенсионеров).

Социальные круги – основа для образования социальных групп.

Современное общество характеризуется великим множеством различных социальных групп. Это многообразие обусловлено разнообразием задач, для решения которых образовались эти группы.

Социальные группы различаются по различным основаниям. Так есть группы, для которых характерно наличие непосредственных личных взаимодействий, контактов, которые носят личностный, интимный характер. Такие группы получили название первичных. В таких группах как семья или дружеская компания, ее члены стремятся сделать социальные взаимоотношения неформальными и смягченными. Они интересуются друг другом, прежде всего как личности, имеют общие надежды и чувства и удовлетворяют свои потребности в общении. Первичные группы обычно формируют личность, в них она социализируется.

Во вторичных группах социальные контакты носят безличный, односторонний и утилитарный характер. Здесь не обязательны дружеские личностные контакты с другими членами, но все контакты функциональны, как того требуют социальные роли. Вторичная группа может быть трудовым союзом, ассоциацией, клубом, командой. В некоторых случаях такая группа существует для достижения специфических целей и называется целевой группой.

Существует также деление на малые и большие социальные группы. Малая – группа, в которой общественные отношения выступают в форме непосредственных личных контактов. Другими словами, малыми группами называются только те группы, в которых индивиды имеют личностные контакты каждый с каждым. Малая группа может быть как первичной так и вторичной в зависимости от того, какой тип взаимоотношений существует между ее членами. Что касается большой группы, то она может быть только вторичной. Большая группа – это многотысячные совокупности людей, разбросанных на обширных пространствах, связи между которыми приобретают опосредованное солидарное взаимодействие. Это, прежде всего классовые, территориальные общности.

 

Семья как социальная группа

 

Семья – это социальное объединение, члены которого связаны общностью быта, взаимной моральной ответственностью и взаимопомощью. Семья представляет систему отношений между мужем и женой родителями и детьми, основанную на браке или кровном родстве и имеющую исторически определенную организацию. Основные признаки семьи: 1) брачные или кровно родственные связи между всеми ее членами; 2) совместное проживание в одном помещении; 3) общий семейный бюджет. Следует отметить, что юридическое оформление не выступает непременным условием существования семьи.

Брак – это исторически обусловленная, санкционированная и регулируемая обществом форма отношений между полами, между мужчиной и женщиной, устанавливающая их права и обязанности по отношению друг к другу, своему потомству, родителям. Это традиционное средство формирования семьи и общественного контроля за ней, один из путей, способов сохранения и развития общества.

Функции семьи. Во всех обществах семья выполняла основные функции:

1)      воспроизводства населения. Функция воспроизводства включает в себя физическое (деторождение) и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье;

2)      хозяйственно-бытовая. Это ведение домашнего и личного подсобного хозяйства, обслуживание и самообслуживание членов семьи, соблюдение семейного бюджета;

3)      воспитательная. Эта функция определяет ответственность родителей за духовно-нравственное воспитание детей.

Типы семейных структур многообразны и выделяются в зависимости от характера супружества, особенностей родительства и родства. Моногамное супружество – это брак одного мужчины с одной женщиной. Полигамия – брак одного супруга с нескуолькими, причем полигамия бывает двух видов: полигиния – брак одного мужчины с несколькими женщинами, полиадрия – брак одной женщины с нескотлькими мужчинами.

Экзогамные браки относяися к таким, где супружество вожможно лишь вне данной родственно-семейной группы, напротив, эндогамные браки заключаются исключительно внутри данной родственно-семейной группы.

По критериям власти различают патриархальные семьи, где отец является главой семейства и матриархальные семьи, где наивысшим авторитетом и влиянием пользуется мать. Там, где нет четко выраженных семейных глав и где преобладает ситуативное распределение власти между отцом и матерью имеет смысл говорить об эгалитарных семьях.

По критериям социального положения супругов семьи могут быть гомогенными, где супруги примерно из одной социальной страты, и гетерогенными, где они происходят из различных социальных групп, классов.

По критериям пространственно-территориальной локализации семьи бывают патрилокальные, в которых молодожены переходят в дом отца мужа, и матрилокальные, где молодежь остается жить у родителей жены. В настоящее время, когда молодожены – горожане вынуждены селиться у тех родителей, у которых есть для этого соответствующее жилище, точнее говорить о унилокальных семьях. 

Самыми распространнеными в современности являются нуклеарные семьи, состоящие из родителей и их детей, из двух поколений. Расширенная семья представляет собой две и более нуклеарных семей с единым домохозяйством и состоящая из трех и более поколений – прародителей, родителей и детей.

 

Этнос и нация

 

Современный человеческий вид – единый биологический вид, развивающийся по общим социальным законам и распадающийся на множество исторически сложившихся общностей: государства, классы, семьи и т.д. Особое место занимают этносы. По подсчетам ООН человечество унаследовало от прошлого не менее 3 тыс. этнических общностей, входивших в более чем 220  государств мира.

Этнос – это исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими и относительно стабильными особенностями языка, культуры, быта, а также сознанием единства и отличия от других подобных образований.

Следует обратить особое внимание на специфические черты этнической группы, заметно выделяющих их среди других социальных образований.

·Во-первых, это язык, как главный инструмент общения, коммуникации, формирующий у людей чувство единой лингвистической общности. Знание языка – является важнейшим критерием идентификации членов этнической группы, т.е. определения его как «своего» или «чужого».

·Во-вторых, это социально-историческое образование, имеющее, как правило.  длительную историю формирования. Общая историческая судьба данного народа, которую ее представители передают из поколения в поколение в устной, фольклорной форме или в виде письменной истории, изучаемой в процессе воспитания подрастающего поколения – один из факторов, объединяющих представителей данного этноса.

·Третье, наличие специфической материальной и духовной культуры этноса, выражающееся в своеобразии жилищных построек, составе и приготовлении пищи, нормативах повседневного поведения, гигиенических правилах.

Существует два противоположных подходов к пониманию сущности этносов: первый условно можно назвать естественно-биологическим, второй – социокультурным.

·Первый подход связан с так называемой расово-антропологической школой (Гобино Ж., Аммон С. и др.) , считавшие, что этнокультурное многообразие человечества порождено генетически обусловленными различиями. Расово-антропологическими факторами они объясняли и духовное развитие личности, ее интеллектуальные и творческие способности. Эта точка зрения была осуждена как пример проявления расовых предрассудков.

В настоящее время среди представителей естественных наук, изучающих биологические предпосылки поведения человека преобладает точка зрения, что все расы и народы обладают примерно одинаковым уровнем физических, интеллектуальных, духовных способностей, т.е. имеют единый биолого-эволюционный источник, единую биограмму человека, что дает основание говорить о биологическом единстве человечества. Вместе с тем, представители естественных наук указывают на важную роль биологического фактора в поведении человека, подчеркивают генетическую обусловленность отдельных форм поведения человека.

Среди обществоведов есть также ученые, которые подчеркивают определенную роль природно-биологических факторов поведения человека. Такую позицию отстаивал известный ученый Л.Гумилев., предложивший так называемую «пассионарную теорию этногенеза».

С его точки зрения этносы не вечны: они рождаются, развиваются и умирают. Процесс развития этноса получил название этногенеза (происхождения народа). Л.Н.Гумилев, соединил геобиохимию и систематологию с исторической географией, исходя из того, что этнос – биосоциальная общность, есть порождение и часть биосферы и, одновременно, продукт социальной эволюции. Этнос является составной частью биоорганитческого мира планеты, возникает в определенных географических и климатических условиях. Он есть результат адаптации человеческой группы к природно-климатическим условиям обитания.

Главной причиной зарождения и прогресса этнической группы, по мнению Л.Гумилева, является присутствие в ее составе «пассионариев» - наиболее энергичных, даровитых и талантливых людей, и субпассионариев, обладающих противоположными свойствами. Появление пассионариев и субпассионариев есть результат генетической мутации в популяции. Мутации в среднем сохраняются около 1200 лет, таков же срок жизни этноса, расцвет его материальной и духовной культуры, создаваемой благодаря деятельности энергичных пассионариев. Уменьшение числа пассионариенв и увеличение числа субпассионариев ведет к вырождению и гибели этнической группы.

Особенно важную роль, с точки зрения Л.Гумилева играют природно-климатические условия, приспосабливаясь к которым, человек вырабатывает особый стереотип поведения, характерный для того или иного этноса.

·Социокультурный подход к проблеме понимания сущности этноса в большей степени рассматривает этнические общности как элементы социальной структуры общества, в тесной связи с другими социальными группами. Жизнедеятельность этнической группы рассматривается в рамках структурных представлений, а этническая общность – как одна из подсистем общества в целом.

В рамках данного подхода принято выделять три главных типа этносов – племя, народность и нацию, различающихся между собой по уровню развития культуры, экономики, знаний и др.

Племя – это такое объединение людей, которое присуще первобытным формациям и характеризуется кровно-родственными связями между людьми. Племя формируется на основе нескольких родов или кланов, ведущих общее происхождение от одного предка. Людей объединяет общие примитивные религиозные представления, наличие общего разговорного диалекта, зачатки политической власти, общая территория проживания. Ведущей формой хозяйственно-экономической деятельности являются охота и собирательство.

Народность отличается от племени более высоким уровнем развититя экономики, формированием определенного экономического уклада, наличием фольклорной, т.е. народной культуры в виде мифов, сказаний, обрядов и обычаев. Народность обладает сформировавшимся языком (письменным), особым образом жизни, религиозным сознанем, институтами власти, самосознанием, выраженным в его названии.

Нация как наиболее развитая форма этноса возникает в период окончательного становления государственности, широкого развития экономических связей на территории, ранее занимаемой несколькими народностями, общей психологии (национального характера), особой культуры, языка и письменности, развитого этнического самосознания. Обособившиеся нации создают государства. В Европе процесс складывания наций происходил в период перехода от феодализма к капитализму и окончательно завершился в период создания зрелой капиталистической экономики и создания национальной культуры.

 

                                    Социальная стратификация                

Рассматривая социальную структуру общества, обращает внимание тот факт, что различные социальные группы, слои занимают не равное положение в системе.

Неравенство – это условие, при котором люди имеют неравный доступ к социальным благам: деньгам, власти, престижу. Такое социальное расслоение стимулирует одни виды деятельности, и подавляет другие. Какое бы общество мы не рассматривали, везде мы можем наблюдать определенным образом организованную социальную среду, то есть одни люди выступают в качестве лидеров, другие исполнителей, везде есть более уважаемые и менее уважаемые члены общества, в зависимости от статуса распределяются привилегии и награды, права и обязанности.

Социальное неравенство является основой социальной стратификации.

Стратификация – это процесс, в результате которого семьи и индивиды оказываются неравными друг другу и группируются в иерархически расположенные страты с различным престижем, собственностью и властью.

Стратой называют множество людей с каким либо общим статусным признаком.  Следует иметь в виду, что основанием для выделения страты выступает не любой признак, а только статусный, то есть тот, который приобретает в данном обществе ранговый характер “выше – ниже”, “лучше – хуже”, “престижно - непрестижно”.

С понятием страта тесно связано другое ключевое понятие теории социальной стратификации – класс.

Понятие класс возникло задолго до появления стратификационных теорий. Оно вошло в научный оборот в конце ХУШ – начале ХIХ века и первоначально означало антагонистические социальные группы: собственники – не собственники, рабочие – капиталисты, богатые – бедные.

В марксизме под классами понимаются большие группы людей, различающиеся по их месту в исторически определенной системе общественного производства, по их отношениям к средствам производства, по их роли в общественной организации труда, а следовательно , по способам получения и размерам той доли общественного богатства, которой они располагают.

М. Вебер расширил число критериев, определяющих принадлежность к тому или иному классу. Кроме экономического – отношение к собственности – он вводит такие критерии как социальный престиж и принадлежность к определенным политическим кругам (партиям). Под престижем понималось сравнительная оценка обществом или социальной группой значимости социального статуса, обретенного индивидом от рождения или благодаря личным качествам.

В современных теориях классообразующими признаками считаются собственность, образование, власть, престиж. В современном обществе, опираясь на описанные критерии, выделяют не два противоположных, а несколько переходящих друг в друга классов. Согласно данной трактовке, классов не было ни при рабовладении, ни при феодализме. Они появились только при капитализме.

Следует подчеркнуть, что хотя понятия страта и класс имеют схожие черты, вместе с тем отличаются друг от друга. Если социальная страта обозначать разделение по одному какому-то статусному признаку, то основой социального класса служат ряд классообразующих критериев, в которых главным считается владение ресурсами. Кроме того, каждый класс обладает специфической субкультурой, которая поддерживается в виде традиций, с учетом существующих социальных дистанций между представителями различных классов.

Социальная стратификация отличается от простого расслоения общества по двум признакам.

1.   Стратификация представляет собой ранговое расслоение, когда высшие слои находятся в более привилегированном положении, чем низшие слои.

2.   Верхние слои значительно меньше по количеству, чем низшие.

Различные ученые по-разному объясняют возникновение социального неравенства

К. Дэвис, У. Мур причиной социальной стратификации считают наличие различных по значимости функций в обществе. Для того,  чтобы общество могло существовать, необходимо, чтобы выполнялось множество самых разнообразных функций, жизненно необходимых, очень важных, второстепенных, и незначительных. Их выполнение может требовать от индивида больших или меньших физических или умственных усилий. С другой стороны и сами индивиды в обществе разнообразны, – талантливы и нет, работоспособны и ленивы, здоровы и больны, обучены и не обучены тем или иным навыкам. Отсюда задача, которая стоит перед обществом: так разместить индивидов, чтобы наиболее важные функции выполнялись самыми талантливыми, умелыми. От того, как общество сумеет выполнить эту задачу, зависит успех его в борьбе за существование.  Общество бессознательно развивает такой механизм, который обеспечивает отбор наиболее компетентных индивидов и размещение их по жизненно важным для общества положениям. Главный принцип действия этого механизма таков: тем, кто выполняет наиболее важные для общества функции, требующие длительного предварительного обучения, большей компетенции,  обеспечивается более широкий доступ к благам, которые в данное время, в данном обществе особенно ценятся и  имеются в недостаточном количестве, что способствует соревнованию между индивидами за право выполнять данные функции.

Представители марксистского направления считают что, причиной социальной дифференциации является частная собственность на средства производства. Те, кто обладает собственностью составляют класс привилегированный, господствующий в обществе. Они живут за счет прибавочной собственности, которая возникает в результате эксплуатации класса лишенного собственности.

 Германский социолог Р. Дарендорф предложил в основу социальной стратификации положить политическое понятие “авторитет”, которое,  по его мнению, наиболее точно характеризует отношения власти и борьбы между социальными группами за власть. На основе этого критерия он делит все современное общество на управляющих и управляемых. В свою очередь, управляющих делит на две подгруппы: управляющих собственников и управляющих несобственников – менеджеров. Управляемая группа также содержит несколько подгрупп: высшую – рабочую аристократию и низшую, низкоквалифицированных рабочих. Между двумя социальными группами находится промежуточный “новый средний класс” – продукт ассимиляции рабочей аристократии и служащих с господствующим классом – управляющими.

Французский социолог А. Турэн считает, что в современном обществе социальное расслоение происходит не по отношению к собственности, престижу, власти, а по доступу к информации. Господствующее положение занимают те люди, которые имеют доступ к наибольшему количеству информации.

Все сложные общества имеют несколько систем стратификации. П. Сорокин полагал, что в обществе существует три вида стратификации: экономическая, политическая и профессиональная. То есть, можно разделять общество по критериям дохода, по критериям влияния на поведение членов общества (власть) и по критериям, связанным с успешным выполнением социальных ролей, наличием знаний, умений, навыков.

В настоящее время существует большое количество моделей социальной стратификации. Наиболее известной в западной социологии является модель У.Уотсона, которую он разработал на основе эмпирических социологических исследований в США в 30 –е годы.

Он выделил в современном обществе 6 классов.

1.     Высший-высший класс     составляют представители влиятельных и богатых династий. Их положение настолько прочно, что практически не зависит от конкуренции, от социально-экономических изменений в обществе.

2.     Низший-высший класс  составляют банкиры, видные политические деятели, владельцы крупных фирм, которые достигли высших статусов в ходе конкурентной борьбы.

3.     Высший-средний класс включает преуспевающих бизнесменов, наемных управляющих фирмами, крупных юристов, врачей, выдающихся спортсменов, научную элиту. Представители этого класса не претендуют на влияние в масштабах государства. В своих областях деятельности они обладают высоким престижем.

4.     Низший-средний класс составляют наемные работники – инженеры, средние и мелкие чиновники, преподаватели, научные работники, руководители подразделений на предприятиях, высококвалифицированные рабочие.

5.     Высший-низший класс составляют в основном наемные рабочие.

6.     Низший-низший класс составляют нищие, безработные, бездомные и другие представители маргинальных групп населения.

Данная модель основана на анализе современного западного общества, и не может в полной мере быть использована при изучении современного российского общества, так как в России в ходе исторического процесса складывалась иная социальная структура. Однако, в настоящее время, в связи с изменениями, происшедшими в нашем обществе, некоторые элементы модели Уотсона могут быть использованы при изучении социального состава населения России.

Итак, социально-классовая структура строится на основе социального неравенства. Система неравенства формируется исходя из базовых параметров общества, к которым относятся доход, происхождение, должность, власть, образование. Близость социальных статусов приводит к образованию социальных слоев. Социальные слои можно объединить в социальные классы, которые различаются определенным отношением к средствам производства, субкультурой.

 

 

Социальная мобильность

Социальная мобильность – это переходы людей из одних общественных групп и слоев в другие. Это может быть их продвижение к позициям с более высоким престижем, доходом и властью (социальное восхождение), либо движение к более низким иерархическим позициям (социальное нисхождение). То есть это изменение индивидом или группой социальной позиции, места занимаемого в социальной структуре. Социальная мобильность является формой социального воспроизводства.

Различают социальную мобильность:

-интергенерационную (между поколения) – перемены социального положения от отца к сыну (реже – от  дочери – к матери);

-интрагенерационную (внутри поколения) – индивидуальная карьера, связанная с социальным восхождением или нисхождением.

По направлениям перемещения различают:

-                                 вертикальную мобильность (восхождение – нисхождение). Примером может служить служебное повышение, существенное улучшение благосостояния, переход на другой уровень власти ;

-                                 горизонтальную мобильность (перемещение в социальные группы с равным престижем, доходами, уровнем власти). Например переход индивида из одной семьи в другую, из одной профессиональной группы в другую, смена места жительства.

Также существует групповая мобильность и индивидуальная.

Групповая мобильность – изменение социального статуса целой группой, что, как правило, связано с появлением новых групп, чей статус перестает соответствовать сложившейся системе иерархии. Групповые перемещения по вертикали интенсивно происходят во времена структурной перестройки экономики или коренного изменения социально-политических структур.

В стабильном обществе перемещения по вертикали носят не групповой а, индивидуальный характер. Такие восхождения и нисхождения не нарушают архитектуры строения, а меняют только состав жителей имущественного этажа. Колеблется и варьируется интенсивность таких перемещений. В одних странах они больше, в других – меньше.

П. Сорокин отмечал, что “внутри каждого общества функционирует своего рода “сито”, просеивающее индивидов, позволяющее некоторым подняться вверх, оставляя других в нижних слоях или наоборот.” Роль сита выполняют: 1) социальные институты, регулирующие движение по вертикали; 2) своеобразие культуры, образа жизни каждого слоя, позволяющие проверить каждого выдвиженца на соответствие нормам, принципам той страты, в которую он переместился. Так, например, институт образования выполняет роль своеобразного социального лифта, который позволяет наиболее способным подняться на высшие этажи социальной иерархии, политические партии формируют политическую элиту, институт брака позволяет подняться в более высокую страту при отсутствии выдающихся интеллектуальных способностей.

 Движущая сила социального института не всегда достаточна для подъема наверх. Чтобы закрепиться в новой страте, необходимо принять ее образ жизни, вписаться в ее социокультурную среду. Часто бывает необходимо менять привычки, систему ценностей.  Социокультурная оболочка выполняет роль фильтра, осуществляющего селективный контроль.

Фильтр может не пропустить индивида в ту или иную страту и человек оказывается как бы между двумя культурами. Этот феномен называется маргинальностью.

Маргинал – это индивид, утративший свой прежний социальный статус, лишенный возможности заниматься привычным делом и неспособный адаптироваться к новой социокультурной среде, той страте, в рамках которой он формально существует.

Классическая модель маргинала – фигура мигранта из села в город в поисках работы: уже не крестьянин, еще не рабочий; нормы деревенской субкультуры подорваны, городская субкультура еще не освоена.

Проблемам социальной мобильности посвящены многие исследования в различных странах мира. Данные о социальной мобильности в какой-то мере позволяют судить о степени открытости общества, его демократичности. Важно знать насколько то или иное общество предоставляет возможность для продвижения индивидов из низших категорий в высшие, каким путем формируется правящая элита общества, возможно ли проникновение в правящую элиту из других социальных групп.

Социальные конфликты

Социальная неоднородность общества, различие в уровне доходов,  власти, престиже и т. д. нередко приводит к конфликтам. Конфликт – это столкновение противоположных целей, позиций, мнений и взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия. Конфликт повсеместное явление. Каждое общество, каждая группа в той или иной степени подвержены конфликтам.

Существуют различные типы конфликтов. Ученые считают, что конфликты можно различать по сфере общественной деятельности на политические, национальные, производственные, семейные, бытовые и т. д.

Один из основателей современной конфликтологии,  немецкий социолог Р. Дарендорф в основу социальных конфликтов положил политические факторы: борьбу за власть, престиж, авторитет. Конфликт, с точки зрения Р. Дарендорфа, может возникнуть в любом сообществе, в любой социальной группе, где есть господствующие и подчиненные. Социальный конфликт – это следствие социального неравенства. Неравенство социальных позиций означает неодинаковый доступ к ресурсам развития индивидов, социальных групп или сообщества людей. Центральный вопрос конфликта: кто и каким образом распоряжается ресурсами?

П. Сорокин указывал на связь конфликта с удовлетворением потребностей людей. По его мнению, источник конфликтов лежит в подавлении базовых потребностей человека, без удовлетворении которых он не может существовать, прежде всего, потребностей в пище, одежде, самосохранении, самовыражении, творчестве, свободе и т. д. Вместе с тем, он подчеркивал, что важны не сами по себе потребности, но и средства их удовлетворения, доступ к соответствующим видам деятельности, который обусловлен социальной организацией общества.

Всем конфликтам присущи четыре основных параметра: причины конфликта, острота конфликта, длительность конфликта и последствия конфликта.

Можно выделить следующие типы причин конфликтов.

1.                                 Наличие противоположных ориентаций. У каждого индивида и социальной группы имеется определенный набор ценностных ориентаций относительно наиболее значимых сторон социальной жизни. Они могут быть противоположными у разных социальных групп, что приводит к возникновению конфликта. Например, одна группа населения может выступать за коллективную собственность, а другая предпочитает - частную. При наличие определенных условий, сторонники разных форм собственности могут вступить в конфликт между собой.

2.                                 Идеологические причины. Это частный случай конфликта противоположности ориентаций. Разница между ними заключается в том, что идеологическая причина состоит в разном отношении к системе идей, которые оправдывают существующие отношения и мировоззрения у различных групп населения.

3.                                 Различные формы экономического и социального неравенства. Этот тип связан со значительным различием в распределении ценностей (доходов, знаний, информации, элементов культуры и т.п.) между индивидами или группами.

Любая из перечисленных причин может послужить толчком к конфликту только при наличии определенных внешних условий.

Острота конфликта зависит от социально-психологических характеристик противоборствующих сторон, а также от  ситуации, требующей немедленных действий. Особенно острыми бывают конфликты в системах с первичными связями, так как в этом случае противники постоянно видят друг друга.

Конфликты могут быть кратковременными. Например , стычка начальника с подчиненным, длящаяся несколько минут. Но могут быть и очень длительные конфликты, которые продолжаются на протяжении жизни нескольких поколений. Например, религиозный конфликт.

Последствия конфликта очень противоречивы. Конфликты, с одной стороны разрушают социальные структуры, приводят к значительным затратам ресурсов, а с другой – являются тем механизмом, который способствует решению многих проблем, сплачивает группы и в конечном счете служит одним из способов достижения социальной справедливости.

4.12. Тенденции развития социальных отношений в России.

 

В конце 80 – начале 90 гг. в России начался новый этап стратификационных процессов. Это связано с формированием мощного негосударственного сектора с различными типами собственности и субъектами экономической деятельности. Россия повернула к рыночным отношениям, к обществу типа западного.

В этот период начался рост численности занятых в сфере посреднической деятельности, обслуживании, финансово-банковских операций. Начинают складываться группы, занятые новыми видами деятельности, связанными с рыночными отношениями – работники маркетинговой службы, рекламы, менеджеры акционированных и частных предприятий.

Начался процесс формирования бизнес-слоя, который условно можно разделить на следующие подгруппы:

1. Менеджеры – совладельцы; хозяйственные руководители мелких и средних акционированных предприятий, работающие по найму, но располагающие значительными пакетами акций управляемых предприятий.

2. Наемные менеджеры, то есть хозяйственные руководители, управляющие государственными, реже частными предприятиями или фирмами.

3. Предприниматели – собственники мелких и средних предприятий и фирм, лично управляющие последними.

4. Бизнесмены-менеджеры: наемные директора мелких и средних предприятий преимущественно акционированного и частного секторов.

5. Самостоятельные работники, то есть лица занятые мельчайшим предпринимательством на базе индивидуальной трудовой деятельности.

Указанный бизнес-слой очень разнороден. Его формирование связано с неблагоприятными явлениями,  в том числе криминальными. По численности данный слой в 1995 году составлял около 10 – 12% работников.

Процесс перераспределения собственности протекает с большими издержками. Некоторые слои и группы работников оказываются в более привилегированном положении в приобретении государственной собственности, чем другие. Изменение структуры занятости также сопровождается негативными тенденциями.

Так, наряду с оттоком работников из социально неэффективных производств идет не менее интенсивный отток из сфер деятельности, которая обществу необходима, но не способна дать быстрый эффект. Например, за последние годы на одну треть сократились численность занятых в сфере научного труда.

Произошел серьезный перекос в реформировании экономики, связанный с диспаритетом цен на продукцию и оплату труда работников сельского хозяйства, работников обрабатывающих отраслей с одной стороны и работников топливно-энергетического комплекса, сырьевых отраслей и финансового капитала – с другой.

Представители последних отраслей получили наибольшую власть и деньги, выход на международный рынок и поддерживают те усилия правительства, которые выгодны им. В результате отечественная экономика переориентируется с индустриальной на сырьевую основу.

Размежеванию социальных сил общества способствует расслоение групп по доходам и образу жизни. За короткий срок в обществе резко поляризовались богатые и бедные.

Сформировался высший класс собственников, составляющий около 3% всего населения. Основу, или социальную базу высшего класса составила так называемая номенклатура, которая к началу экономических реформ занимала ключевые посты в экономике, политике, культуре. (Номенклатура – высший слой партийных функционеров, который фактически распоряжался основными средствами производства в бывшем Советском Союзе.) Именно у данной группы была наибольшая возможность приватизировать предприятия, перевести их в частную и групповую собственность. По сути, номенклатура легализовала свое положение реального распределителя средств производства. Два других источника пополнения высшего класса – дельцы теневой экономики и инженерная прослойка интеллигенции.

Образовались социальные низы общества, уровень жизни которых находится за чертой бедности. Причем, удельный вес этого слоя постоянно растет, что связано с продолжающимся экономическим и финансовым кризисом.

Расслоение по доходам приводит к тому, что динамика доходов 10% наиболее состоятельных групп резко возрастает по сравнению с доходами 10% наименее состоятельных групп, а разрыв между этими доходами стремительно увеличивается.

Наиболее дестабилизирующим фактором для общества является разрастание численности маргинальных слоев: безработных, лиц без определенных занятий и места жительства, беженцев, участников преступных группировок.

 

 

Hosted by uCoz